Система Orphus

анабар.ru | походы | путешествия друзей | литература | форум | карты | ссылки

Created by Vim

Дальняя Лупандиха
Черусти — пл. 29-й км, 9–11 декабря 2011 года

(Центрально-Мещёрский природный массив)

ст. Черусти — пл. Струя — ур. Вязовка — д. Шестимирово — ур. Дальняя ЛупандихаТельминское лесн-во — ур. ЗалеурБелоозёрское лесн-во — д. Сычи — д. Маврино — д. Пронино — р. Ялма — с. Дмитровский Погост — д. Коробовская — д. ФёдоровскаяКоробовское лесн-во — д. Ширяево — д. Кашниково — д. Надеино — д. Малеиха — пл. 29-й км

Замысел

Как-то поступило предложение выбраться в лес на три дня, захватив пятницу. В начале декабря нужно было выбрать район, придумать маршрут и определиться со способом передвижения (пешком, лыжи, вело). Когда мы прозвонили ситуацию на востоке, нам стало понятно, что лучше идти пешком. Из-за короткого светового дня закладывать более 25–3o км в день тоже не стоило. Перебрав несколько вариантов, мне пришлось остановиться на примерно таком.

Однако, в первые выходные декабря выйти не удалось, а во вторые не у всех получалось вырвать пятницу, поэтому нужно было ещё продумать логистику встречи в ночь с пятницы на субботу. Мы вместе выработали не очень тривиальный план и сумели его реализовать.

Участники и снаряжение

Собрались вчетвером: мы с Петей выезжали в пятницу рано утром, а Лёня и Андрей — в пятницу вечером, в Шатуре их встречало внедорожное такси, и они ещё изрядно ехали в глушь, а затем шли в ночи пешком. Рассказ об их добирании приведён ниже.

Брали костровое снаряжение, горелка на всякий случай была только у второй подгруппы. Долгими зимними вечерами не лишним бывает и костровой тент, но нас хватило только на то, чтоб его носить, несмотря на осадки по вечерам. Раскладка была более-менее обычной.

Маршрут на карте

В результате мы прошли 84 км (по треку; на одометрах показания плясали от 87-ти до 98-ми). На карте маршрут, который получился.

Первый день, 9 декабря

Встретившись в 6:1o на Комсомольской, спокойно сели на первую электричку до Черустей. Поезд был отнюдь не пустой, некоторые люди ехали так же как мы до конечной. Удалось немного поспать. Около станции нас удивило как много разной рыбы здесь продаётся: и копчёная, и солёная, и мороженная. Видимо, рядом большой порт :). В магазине купили немного еды и воды в дорогу.

Наш путь теперь лежал строго на восток. Первое, что бросается в глаза, это почти полное отсутствие снега. Всё, что от него осталось после дождей — обледенелые дороги. Проходим мимо обновлённой пожарной части, пересекаем идеально прямую Ж/Д ветку в Уршельский в непосредственной близости от станции примыкания Черусти (УМППЖТ). Проходим по окраинам посёлка, где идёт строительство. Скользкая дорога становится реальной проблемой. Идём по обочинам там, где это возможно. Заходим в лес и тут же пересекаем границу Владимирской области, где висят таблички о том, что мы теперь в Мещёре.

В лесу появляется снег, хотя ушли мы совсем недалеко на восток. Коварный лёд продолжается, начинаются падения. За первый час я умудрился долбануться обоими коленями и отбить локоть. Разогнаться на льду не выходит быстрее 5 км/ч. Время от времени встречаем грибы. Обнаруживаем, что озера к северу от дороги нет. Скорее всего, это не сезонное явление.

Забираем южнее и выходим по дороге к платформе Струя и одноимённой деревне. Эта платформа знаменита многим, в частности, это самая восточная Ж/Д остановка Московской области. Южная платформа низкая, северная — высокая.

После Струи нам приходится азимутом идти на юг сквозь унылый берёзовый подболоченный лес, находящийся в резком контрасте с тем, что находится к северу от Ж/Д. Быстро находим обозначенную на нашем картографическом материале грунтовку, точнее то, что от неё осталось. По этой заваленной, но читающейся тропе мы пробираемся несколько километров. Обозначенные дороги порой сильно завалены, зато в лесу есть другие, которых нет на карте. Дорога вьётся среди ям и болот.

В какой-то момент, мы выходим на хорошо прочищенную дорогу В-З (на карте это пунктир) (см. точку road-EW в геоданных). Вскоре находим тропу-своротку в направлении урочища Вязовка. Вязовка — это достаточно обширный участок свободный от леса, в центре растут несколько больших сосен и вязов. Под одним деревом лежат несколько негодных чугунков. Документы в архивах мы не изучали, но в помойке мирового разума Интернете не удалось найти информацию о времени существования здесь населённого пункта, и на карте 193o-х Вязовки уже не было.

Потом по тропе выходим к речке-канаве. Вода не замёрзла, перебираемся по стволам. Сразу же начинается прочищенная дорога. Лес хороший. Выходим на перекрёсток с большой грунтовой дорогой (восток-запад) со следами колёс, но нам идти далее на юг, в сторону Шестимирово, а дорога туда заброшена. Идём по ней, обходя завалы, пересекая звериные следы. Достигаем большой канавы, где не так много воды, и есть переход. Дорога диффундирует в болоте, и мы её оставляем, т. к. она совсем не читается. Дальше азимутом идём через болота с завалами разной степени радости, пытаясь найти остатки нужной нам лесной дороги. С ходу это не удаётся, но через километр мы выходим на нужную нам живую дорогу в Шестимирово. Она идёт с запада от Красной Горы. Нам остаётся пройти около 5 км, и мы постараемся успеть до темноты.

По дороге вновь входим во Владимирскую область. В какой-то момент следы единственной машины пропадают. Входим в Шестимирово с восточного торца. Мы как-то не рассчитывали застать тут жизнь, но всё оказалось не так. Здесь есть много домов, есть свет (от генераторов), кое-где идёт строительство. Ездят сюда не на самых обычных машинах (типа Волынь). Удаётся позвонить, однако для этого нужно поднимать аппарат, да и связь неустойчивая. Спутникового с собой нет. Проходим Шестимирово, на западной оконечности есть старая пасека. Вообще, приезжают в деревню с запада. Вскоре после выхода из Шестимирово видим мощный отворот на север, которого нет на карте.

Нам нужно пройти до мостика около границы областей и там искать место для ночёвки. Останавливаемся в двухстах метрах к северу от моста, недалеко от урочища Ольхи. В канаве приходится пробивать лёд топором. Вода привычная, цвета крепкого чая. После ужина оставляем на мосту записку с легендой добирания до лагеря, т. к. мостик — это условленное место для прибывающих ночью. На связь здесь не полагаемся. Иногда заряжает снег.

Спать ложимся в 23 часа. Я ещё вылез около часа, обновил костёр, немного подождал, но тишина. Проснулись мы около трёх часов ночи от шума, — как оказалось Андрей и Лёня уже были здесь с полчаса (и громко пили перцовку), но мы после вчерашнего дня спали вглухую.

Как добирались Андрей и Лёня, расскажет Андрей в следующей главе, посвящённой тому же дню.

Снова первый день, 9 декабря

Сборы и планирование этого микропутешествия начинались для меня с письма Васи о том, что к Борисычу он не поедет, поскольку уходит на три дня куда-то на Рязанщину. Потом была небольшая переписка о возможности уехать из Тумы (а уехать из неё, равно как и приехать, как известно, вообще невозможно). Дело кончилось тем, что Вася приехал к Борисычу (поход был отложен из-за болезни одного из членов группы). И там мне пришла в голову идея всё-таки присоединиться к походу посередине (выехать в пятницу утром я не мог, ибо на работу пока ещё хожу). Позже выяснилось, что таким же образом планирует своё участие и Леонид. Оставалось решить, где и когда мы присоединяемся к основной группе (т. е. к Васе и Пете).

Концептуально вариантов было два: утром в субботу на шоссе в районе деревни Перхурово или ночью где-то ещё. Второй вариант выглядел предпочтительнее, поскольку встреча не в месте ночёвки предполагала длительное ожидание друг друга. Действительно, либо мы могли прибыть в Перхурово раньше, чем туда придут Вася с Петей, либо они, появившись там раньше, будут вынуждены мёрзнуть в ожидании нас. Итак, остановились на ночной встрече где-либо на треке... Естественно, траектория авангардной подгруппы была такова, что самым удобным местом могли быть окрестности д. Шестимирово, в которой все не раз бывали и которая привольно раскинулась километрах в 1o-ти «птички» от любых шоссе и железок или в урочище Дальняя Лупандиха, популярность которой у москвичей столь велика, что это место может претендовать на звание «Центра мира». Решили, однако, встречаться в Шестимирово, ибо оно менее размазано в пространстве, чем упомянутое урочище...

Итак, выкристаллизовалась задача: двум людям необходимо было, выехав из Москвы часов около 2o-ти, на электричке добраться до Черустей, а дальше идти около 18 км к месту встречи. Было очевидно, что не дойдём. Несколько облегчило бы нашу задачу попадание на станцию Тасино, удобно расположенную километрах в 1o-ти от Черустей по направлению к Вековке. От Тасино до места встречи было идти всего около 1o км, что по плечу таким гигантам, как мы с Лёней. На вопрос о возможности попадания в Тасино вечером в пятницу Интернет ответил: «ЯЯ»! То есть мы должны были уехать из Москвы электричкой 19:5o до Черустей, прибыть туда в 22:29, сесть в электричку 23:o8 ЧерустиВековка и приехать в Тасино в 23:23, откуда и начать движение к воссоединению с первопроходцами.

В качестве отступления сообщу, что с 2oo4-го года испытываю недоверие к непроверенной информации о транспорте, вынутой из сети. Как-то мы с моим приятелем Серёжей Карловым оказались «очень далеко от дома» в городе Пенза, имея на руках ж/д билеты в Москву со станции Рузаевка (километров 2oo от Пензы). Также у нас на руках была святая уверенность, что Пенза и Рузаевка связаны ежечасным автобусным сообщением. Однако это оказалось не совсем так, а точнее — совсем не так. И было у нас оголтелое выбирание...

Так вот. С учётом личного негативного опыта, я позвонил в РЖД для того, чтобы мне подтвердили, что существуют электрички ЧерустиВековка, что одна из них уходит из Черустей в 23:o8 и делает остановку на станции Тасино. Все подтвердилось! Однако, последняя электричка уходит из Черустей в 18:56, а поезда 23:o8 — нет...

Вставала угроза необходимости переться к месту встречи пешком 18 км, а в случае неудачи — автономной ночёвки. В результате мы с Лёней решили взять всё, что необходимо для того, чтобы переночевать, не встретившись с Васей и Петей. Я же занялся изучением возможности хоть чуть-чуть сократить ночной прогон договорённостью с тачкой. А возможность такая была. Ибо, изучая карту, каждый может убедиться, что от Черустей на юг уходит дорога направлением на деревню Красная Гора (6 км от Черустей). Далее дорога продолжает идти на юг и рассасывается в лесу километрах в 5 от Перхурово. Так вот, если бы машина подвезла нас хотя бы до Красной Горы, то идти до встречи с ребятами нам было бы всего километров 12. А если ответвление от дороги, начинающееся как раз в Красной Горе и имеющее общее направление на Шестимирово, проезжее, то договорённость с тачкой могла бы и вовсе вселить в нас уверенность в том, что ночью до лагеря мы доберёмся.

Интернет убедил меня в том, что такси в Черустях заказать нельзя. Ближайший населённый пункт, где есть гнездо автомобилей по вызову — это Шатура. Соответственно на шатурских фирмах я и сосредоточил своё внимание. Обзвонил я их штук, наверное, 1o! Везде все спрашивали, что за дорога. И узнав, что дорога без покрытия (это знание поступило в меня после изучения фотоотчёта велосипедистов, катавшихся в тех краях в 2o1o г.), ехать отказывались: их автопарк приспособлен ездить только по паркету. Как-то странно для Шатуры... Но всё-таки в одной фирме мне предложили оставить телефон и перезвонить, если подвернётся какой-нибудь джип.

Неопределённость была полная... Поэтому к вечеру четверга Лёня сформулировал вариант наших действий, предполагавший исполнение плана А, а в случае его провала — исполнение плана Б.

План А заключался в том, что мы выезжаем из Москвы электричкой 19:5o в Черусти. Далее, если машина найдётся (по телефону из Москвы или прямо на станции), то мы на ней подъедем, сколько это возможно, и будем рваться к месту встречи. Если машина не найдётся, то будем рваться так просто, покуда не дойдём до лагеря или до ручки... В том случае, если в лагерь ночью мы попадаем, то план А считается успешно реализованным. Если в лагерь мы не попадаем, то вступает в действие план Б.

План Б предполагал автономную ночёвку и выход строго на юг от Красной Горы в Перхурово для встречи там с первой группой. Это было не самым плохим раскладом, поскольку, по нашим прикидкам, задолбавшиеся мы, отойдя от Черустей, и не менее задолбавшиеся Вася и Петя после дня непростого пути должны были ночевать приблизительно на одинаковом расстоянии от Перхурово.

Для организации действий в соответствии с планами А и Б Вася нанёс на карту и довёл до нас координаты четырёх точек (см. файл (vstrechi)):

  1. Точка she1-most. Некий мост через канаву невдалеке от Шестимировo, где нас с Лёней должна была ждать записка с точными координатами и способом попадания в лагерь, который планировалось разбить неподалёку;
  2. Точка she2-v117. Триангулятор на высоте 117 м над уровнем Балтийского моря, на который, возможно, будет ссылка в записке;
  3. Точка per1-most. Выход лесной дороги из Шестимировo на шоссе неподалёку от Перхурово;
  4. Точка per2-ugol. Угол леса, где встречаться утром не так противно, как на шоссе у Перхурово, в случае фиаско плана А и реализации плана Б. Время встречи в точке per2-ugol было определено как 11:oo субботы.

Чёткая договорённость о точках, записке и времени субботней встречи делала планы А и Б независимыми от того, будет ли в районе работать мобильная связь. В четверг ночью я отвёз собранный рюкзак на вокзал, поскольку собирался ехать в поход, не заходя домой. Заодно купил билет до Черустей на завтра. Ребята стартовали в пятницу утром, а мы с Лёней остались работать и готовиться к бурной ночи. К моей вящей радости, находясь на работе, я в 13:52 принял телефонный звонок с номера +7(917)5о31875. Звонил Станислав, на которого вышла одна из шатурских таксистских фирм. Он сообщил, что ездит на джипе и готов нас отвезти до Красной Горы за 2ооо рублей. При этом он предложил не встречаться в Черустях, а подобрать нас прямо на вокзале в Шатуре, где он живёт. Я немедленно согласился: план А из фантастичного превращался в реальный. Я позвонил Лёне, сообщил ему новость, и мы договорились о встрече в 19:3о под табло пригородного сообщения на Казанском вокзале.

Я без приключений прибыл на место и, как только наша электричка появилась, побежал занимать место: народу на неё претендовало немало. Через некоторое время в четвёртом вагоне, где я уселся, появился и Лёня. Поезд тронулся, и мы стали обсуждать как и что. И тут в наш разговор вмешались соседние пассажиры. Они уверили нас в том, что электричка 23:o8 ЧерустиВековка ходит каждый день, её никто не отменял, и они сами собираются на ней ехать в сегодня в Вековку... Некоторое время мы раздумывали, не позвонить ли Станиславу с объявлением о том, что его услуги нам не нужны и не поехать ли до Тасино, как планировали раньше. Наконец, решили не дёргаться и ехать-таки до Красной Горы на машине от Шатуры. Подъезжая к этому славному городу, мы все же позвонили Станиславу и уточнили, ждёт ли он нас. Оказалось — ждёт.

Мы вылезли из электрички и рядом с известными всему миру пристанционными туалетами обнаружили серебристого цвета внедорожник Mitsubishi Pajero Sport, рядом с которой стоял Станислав и ещё какой-то парень по имени Алик, который поехал с нами. Станислав, видимо, опасался отправляться на своей машине в глухой лес с двумя незнакомыми мужиками (или возвращаться вообще одному по глухому лесу).

Тронулись. Созвонились с Васей и Петей. Они сообщили нам о том, что встали на ночлег где и планировали. Это место находится в 22o м севернее точки she1-most. В самой же точке нас ждёт записка. За разговорами со Станиславом и Аликом доехали до Черустей и без труда попали на нужную нам дорогу. Она оказалась довольно сносной, особенно для джипа. Единственная неприятность заключалась в том, что дорога была какой-то волнистой, и нас изрядно покачивало вверх-вниз. Покрытия на дороге, действительно, не было, хотя некоторые её участки свидетельствовали о том, что когда-то она была бетонкой. Довольно быстро доехали до Красной Горы. Деревня оказалась покинутой людьми. Полуразвалившееся человеческое жильё всегда навевает грусть. Хорошо, что темно, и картины запустения почти не видно.

Приятный сюрприз. Ответвление от дороги на восток — вполне проезжее, и мы продолжаем двигаться на автомобиле. Скорость наша невелика — дорога все-таки плохая. Едем, включён GPS, ориентируемся. 1, 2, ..., 5 км от Красной Горы. Машину кидает из стороны в сторону. Колеи глубоковаты. Мы часто скребём днищем по жёсткому снегу. Мужики стали менее разговорчивы. Наконец решаем вылезать. Нас и так довезли заметно дальше, чем планировалось. Расплачиваемся суммой 25oo рублей. Станислав остаётся доволен, и они уезжают. Мы же с Лёней остаёмся в ночном заснеженном лесу... Время оо:оо!

Включив фонари, начали движение дальше по дороге. Идти несложно — снег пока не глубокий. Грязи нет. Не очень скользко, хотя ребята нас этим очень пугали. Через весьма короткое время мой фонарь превратился в «фотонный излучатель», и пришлось поменять батарейки. Пошли не туда всего один раз на развилке дорог. Спасибо GPS — вовремя вернулись. Лишний путь составил не более 5oo м. По пути я обнаружил, что из кармана клапана рюкзака с нежным звоном выпадают колышки для палатки. Маленькая перепаковка: из клапана всё отправляется в рюкзак.

Потихонечку, без приключений пришли в Шестимирово и только здесь осознали, что на дороге очень скользко! Это натёчный лёд, припорошенный сухим снежком! Идти быстро не получается.

Миновали деревню, которая оказалась обитаемой, и втянулись по дороге в лес. До точки she1-most оставалось около 1 км. Достигнув её, нашли записку, в которой был графический план, где искать лагерь. Мы нашли его без труда в 1:4o субботы. Горел костёр, был готов (правда остыл) чай. Вася с Петей, видимо, здорово устали, поскольку проснулись только через 25 минут после того, как мы прибыли. Из палатки вылезать не стали. Мы с Лёней быстренько поставили свой дом, наскоро поужинали бутербродами, овощным лечо и перцовкой и легли спать. Засыпая, я посмотрел на часы. Было o3:31. Ощущалось удовлетворение от хорошо организованной и потому состоявшейся встречи чёрт знает где и чёрт знает в котором часу. Завтра нас ждало продолжение...

Второй день, 1o декабря

В семь утра снега нет. Утром как раз происходит встреча всех четырёх участников. Как только выходим, вновь пересекаем границу, попадая в Московскую область, и сразу проходим сквозь урочище Дальняя Лупандиха. Чем оно знаменито, мы до сих пор не знаем, но величие происходящего не оставляет нас равнодушными. Мы идём по лесной дороге, она есть на карте, но лёд, как напасть этого похода, требует постоянного внимания к каждому шагу. Начиная с некоторой скорости, даже это внимание не помогает, — вновь некисло приложился локтем. Лес, тем не менее, вокруг очень приятный. В канавах, которые то и дело встречаются на пути, можно видеть следы свежей деятельности бобров. По льду они таскают стволы.

Вдруг мы начинаем встречать вооружённых людей в хаки. Сначала немного, но потом цепочки людей становятся интригующими. На вопрос, кого ждёте, мы получили ответ, типа, «да всё равно, кто выбежит». Кстати, не всех людей видно сразу, хотя от нас они не прячутся. Хорошо, что мы не ломимся по этому лесу азимутом, а то, ведь, можно и не выйти из окружения. Метров через 5oo-т мы встречаем неслабую группу машин (в основном с московскими номерами). Это была не единственная наша встреча с охотниками в этом походе.

После одиннадцати километров по лесной дороге, мы выходим на шоссе к С-З от Перхурово. Оказалось, что то, откуда мы вышли, носит очень непростое название в пространстве аббревиатур. Так, вероятно, рождается новый «надъязык». Через 1 км по дороге мы сворачиваем на юг и движемся по полям азимутом, стараясь обойти с востока некую систему канав, которая представляет из себя неизвестно что. Снега на полях мало, только иногда мешают обледенелые бугры. Отмечаем большую пользу новых противопожарных канав в зимний период. В них замерзает вода, засыпается снегом и идти по ним становится замечательно. Пробившись сквозь какой-то частокол находим лесную дорогу, но вскоре, свернув с неё, влезаем в метров на 2oo-ти в незабываемое кочкарное болото. Так, мы выходим на север урочища Залеур, этимология названия которого для нас пока тоже скрыта. Сейчас здесь обширное поле, а севернее — хороший лес. Потом по полю мы входим в леса уже Белоозёрского лесничества, где дороги в хорошем состоянии, более-менее в соответствии с картой. Лес сосновый. Вскоре останавливаемся на обед.

Вновь, как и утром, идём по хорошей лесной дороге. Завалов почти нет. Где-то за 1 км до асфальта дорога обходит весьма труднопроходимые участки леса. Наступили сумерки и мы решили идти мимо д. Сычи до д. Маврино по асфальту, а не пытаться срезать. Наша цель сегодня ночёвка где-то на реке Ялма, и наверняка из д. Пронино что-то идёт в нужном нам направлении. Чуть ранее Маврино свернуть не удалось, мы уже увидели дорогу, но тут оказалась частная территория — «Баранье Царство». Название воодушевляющее, хорошо, что нам туда совсем не обязательно, ведь царские овцы весят 65–75 кг.

Задворками Маврино мы всё же просочились на главную дорогу и достигли Пронино. Дорога к радости нашей пошла далее и свернула на С-З вдоль Ялмы. Она такая же коварно скользкая, но мы уже готовы к испытанию. Через полтора километра мы достигли большой канавы-притока Ялмы и остановились к югу от этой точки в неплохом лесу. Воду брали в канаве, лёд опять пришлось рубить. После некоторых усилий удалось набрать неожиданно чистой воды. Крымский портвейн сделал незаметными периодические заряды не то дождя, не то снега в этот в среднем сухой вечер в декабрьском влажном лесу у жаркого костра.

В этот день мы преодолели 34 км, но с Петей сошлись на том, что вчерашний день был потяжелее из-за изрядного кол-ва азимутов.

Третий день, 11 декабря

С утра прошлись вдоль канавы до Ялмы, имея робкую надежду на возможность переправы. Но шансов оказалось никаких, даже теоретических. Берега заболочены, речка не менее 1o м ширины совершенно безо льда и с неплохим течением. Так что, нам дальше на С-З. Но и через канаву так просто не переправиться. Удалось, однако, найти искусственно сооружённый заслон из вертикальных досок, в основании которого было одно небольшое бревно под водой. Выскочили на продолжение вчерашней дороги, но это уже совсем не «трасса», а едва читающиеся заваленные остатки некогда былого величия. Не удивительно, что мы её потеряли (да и толку-то от такой дороги). Полтора километра мы хмуро бурились по лесу, вырубкам, болотам, встретили даже квартальный столб. Потом, как это водится, наоборот стали проявляться дороги получше, и мы вышли к некоему большому стальному сараю на берегу реки напротив д. Денисьево. Здесь река очень широкая, потому этот участок уже во льду, но перейти всё равно не получилось. Будучи в резиновых сапогах попытался сунуться в нескольких местах, но лёд уже в метре от берега проламывается, и проваливаюсь в воду.

Что ж, продолжаем движение вдоль берега реки по более-менее чистой дороге. Открытые пространства сменяются лесом. Места здесь интересные, не засиженные. В менее хмурую погоду тут стоит походить ещё. Через 4 км выходим на обледенелый асфальт дороги из Дмитровского Погоста в «зону покоя», где почему-то нет следов машин. Проходим мимо базы отдыха Норильского ГМК, обозначенного на карте как пионерлагерь «Орлёнок». Потом проходим мимо массово оставленных автомобилей, владельцы которых, вероятно, участвуют в очередной охотничьей облаве. Входим в село Дмитровский Погост — столицу бывшего Коробовского района Московской области. Минуем центральную площадь и сворачиваем на Ю-З. По дороге нам нужно прочесать 2.5 км, — собственно этот «урбан» мы и пытались минуть, тщетно разыскивая переправу через Ялму. Но сам Дмитровский Погост показался нам достаточно приятным населённым пунктом. Вдоль этой дороги есть как и совсем заброшенные дома, так и шикарно отстроенные особнячки.

В д. Фёдоровской произошёл случай с собакой. На редкость упёртое и неспокойное животное вынудило нас с Андреем вооружиться палками, чтобы безопасно пройти мимо. Чуть пройдя, мы решили передать палки идущим в 4o метрах Лёне и Пете, но как уже было сказано, на коварно скользких дорогах нельзя рассеивать внимание на чём-то ещё. В момент разворота Андрей в присутствии собаки шикарно грохнулся со своим немалым рюкзаком с высоты своего же немаленького роста. Всё бы ничего, мы уже привыкли, но для собаки это был явно шок, такого поворота событий она никак не ожидала, — она растворилась в пространстве, и её голос материализовался уже где-то на дальней стороне участка за домом. Больше опешившее животное никто не видел.

За Фёдоровской мы неплохо шли километр, потом влезли в болотце, а далее достаточно быстро в могучие еловые завалы. С такой скоростью, как здесь, мы уже не успели бы не только на поезд, но и вообще никуда. К счастью, удалось преодолеть этот ахтунг и выйти на старую дорожку до д. Ширяево. Почти сразу на тропе мы встретили трёх охотников, которые очень изумились нашему здесь появлению. Мы явно не входили в их планы. Но они нам подсказали гарантированную дорогу до д. Малеиха.

Вышли на поле, по канавам быстро добрались до места, откуда увидели строения в Ширяево и по полю прошли на дорогу в д. Бундово. Здесь мы немного загнули в обратную сторону от цели, но зато по гарантированным дорогам. Запас времени у нас был, но мы ещё хотели сделать миниобед. Прошли д. Кашниково, перед д. Надеино свернули на запад, отыскивая описанную охотниками дорогу, что у нас с лёгкостью получилось. Нам осталось пройти шесть километров. Лес вокруг очень хороший, в основном хвойный. На этом участке мы наконец-то попали в зимний лес, снега, конечно, не очень много, но он всё-таки есть, да и деревья стоят в снегу. Правда, на следующей неделе всё это, скорее всего, смыло дождём и оттепелями.

Итак, через шесть километров по лесу мы вышли на поле, увидели Малеиху, прошли по центральной улице этой интересной деревни, где много колодцев с журавлями, и свернули на лесную дорогу к станции. Примерно в 16:5о мы оказались в целевой точке. Однако нас несколько удивило то, что мы увидели. На протяжении десятилетий для всего прогрессивного человечества платформа 29-й км служила маяком в густой тьме детерминизма. Иными словами, несмотря на формальные клише, место это не содержало в себе ни платформы, ни ступенек, ни названий. Присутствовало лишь бревно на паре кирпичей под сенью деревьев, куда приходила тропинка. Усталый путник мог прямо в лесу войти в поезд. А в Москве можно было фактически купить билет до бревна. Случай скорее единственный, чем редкий. Теперь этот ориентир утрачен, и мы горько сожалеем об этом. Сейчас здесь есть бетонная платформа, вокруг железнодорожного пути расчищена от леса полоса отчуждения, горят костры из брёвен и веток.

Здесь пригодилась горелка, мы успели сварить, но не допить, полкана чая, которые радостно взяли с собой в подошедший поезд с одним вагоном. Расположившись в плацкартном купе, мы неплохо провели этот час до ст. Кривандино, минуя не менее своеобразные станции Пожога и Ожигово. Костры из брёвен так и горели во тьме, мы же согревались чаем и виски Talisker. Электричка до Москвы была через 1o минут.

Заключение

Благодаря стечению обстоятельств, намерений и усилий поход получился достойным. Все мы побывали в районах, которые ранее почти не посещали. Пешие походы в декабре — это вообще достаточно редкое мероприятие, здесь оно походило на позднюю осень, только лишь продолжительность дня напоминала, что планета близка к своей линии апсид. Район интересный, когда чуть морознее, можно с успехом миновать почти всю населёнку, планируя лыжные и пешеходные нитки.

Обледенение дорог под слоем снега было ощутимым препятствием, особенно для резиновых сапог (как у меня). Тем не менее, велосипедисты с шипованной резиной сочли бы передвижение по лесным дорогам в это время крайне удачным, а учитывая отсутствие грязи, почти идеальным.

Несколько неожиданной является длина этого текста. Но, учитывая нетривиальную логистику и фактическое авторство двух человек, обилие подробностей и описаний не может быть истолковано превратно.

Некоторая дополнительная информация

авторы — В. Иванов и А. Великородный
правки — Л. Дембицкий
фотографии — П. Русанов (26 шт.) и В. Иванов (5 шт.)
опечатки исправлют все


powered by OpenBSD Written in the Vim Editor

   This site Copyright © 2006–6002 Anabar.RU
   $Id$        Открытое письмо | Ошибки? | Посетителей :

ошибка счётчика. Файл не может быть открыт для Записи