Бывший Рдейский монастырь расположен на восточном берегу озера Рдейское. Само озеро имеет вид восьмёрки, лежащей с юга на север, --- северное кольцо восьмёрки примерно три километра в диаметре, южное же около полутора. Эти два кольца очень чётко разделены двумя выраженными мысами --- западным и восточным, --- а соеденены проливом шириной порядка двухсот метров.

Рдейский монастырь возвышается на сухом восточном мысу, поросшем могучим лиственным лесом. Очень красиво монастырь смотрится с противоположного (западного) мыса. Низкий заболоченный западный мыс покрыт вечнозелёными хвойными породами --- в основном, соснами, которые, на болотистой местности не только никогда не достигают естественной величины, а засыхают будучи молодыми.

Таким образом, монастрырь, сам находясь в сухом высоком месте, омывается с трёх сторон водами Рдейского озера, а с четвёртой окружён, примыкающим к нему топким мхом. Когда стоишь на западном берегу, противополжный восточный мыс вместе с монастырём, возвышаясь над Рдейским озером, и, отражаясь в нём, в летнее и осеннее время, при глубокой тишине, представляет картину поразительного величия.

История Монастыря

М. И. Полянский в конце XIX века в своём "очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда" пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»

Когда и кем именно основана эта пустынь среди "непроходимых" болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась "обителью Преображения Господня". Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя.

Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой --- в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени. До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.

Храм в Рдейской пустыни, длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем - 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов.

Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были Строители игумены по временам --- Архимандриты.

По издании штатов в 1764 г. и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом; сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.

Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.

Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:

  1. Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
  2. Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
  3. Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Премвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: Св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы.»
  4. Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два --- от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
  5. Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
  6. Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая --- крашенинная, набойчатая.

Достаточно подробная Информация по дальнейшей по истории Рдейского монастыря имеется на сайте И.Гуревича и А.Тилипмана "Малые города России".

Рдейский Монастырь. Успенский собор.
Рдейский монастырь. Успенский собор.
Фото Е.Миньковский, 1998.

В кратце можно сказать, что в дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь пришедшая в аварионое состояние была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ --- ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.







Современное состояние

Местные жители говорят, что ещё в 70-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой. Ныне, когда подходишь к монастырю с запада, со стороны Рдейского болота, то верхушка храма становится видна над лесом с расстояния примерно пяти-семи километров. Только, к сожалению, не блестит. А ведь когда можно было слышать колокольный звон...

Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами.

Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным --- штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна --- иконостас сделан из мрамора (см. раздел фото). Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии --- в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились. На крыше собора растут деревья.

Обломок мраморного иконостаса.
Обломок мраморной ограды или отделки.
Фото Е.Миньковский.

К сожалению "труд­но­про­хо­ди­мые" болота находятся только с западной стороны от монастыря. К сожалению, --- потому что почти ничего не предохраняет монастырь от разграбления. И, хотя, ближайшая трасса находится в 12 километрах, да и от трассы доберёшься далеко не на любом транспортном средстве, но, не смотря на все "препятствия", монастрырь подвергается разрушению не без помощи человека. Кругом валяются обломки мраморного иконостаса, почти разрушенные росписи на стенах имеют на себе следы целенаправленного бросания в них твёрдых тяжёлых предметов, множество выцарапанных надписей типа "здесь был ..., --- знайте все!" (только паспортных данных почему-то не оставляют). Нам удалось заметить, что самые ранние датированные "граффити" относятся к 1951-52 годам, причём сделаны они не на русском языке, а латиницей. Но этого мало --- какие-то умники умудрились выцарапать буквы под сводом(!!) купола храма. А ведь это невозможно без специального альпинистского снаряжения...