Система Orphus

анабар.ru | походы | путешествия друзей | литература | форум | карты | ссылки

Created by Vim

Окско-Цнинское плато.
Соколье — Локомотивное депо (Вековка), 4–7 ноября 2010 года

(Соколье, Двоезёры, Лався, Колпь, Гусь, Сентур, Нинор, Пынсур, Герольд, Шершул, Чистур, Вековка)

Замысел

Ещё в первой половине октября стали поступать пожелания организовать поход на 4 дня (или чуть больше). Сошлись на том, что пойдём пешком, а не на байках. Ехать на Вепсы, дальше Вологодскую область или ещё в какую-то даль представлялось не очень целесообразным, т. к. 4-ёх дней с заброской/выброской в этих местах мало, а, учитывая сократившийся световой день, это и вовсе недостаточный срок. Давно присматривался в южной части Владимирской области, к т. н. Окско-Цнинскому плато, — добираться недалеко, большие редко заселённые массивы, да и топонимика интересная: Лався, Гусь, Пынсур, Нинор, Нинур, Шершул, Герольд.

Итак, был предложен маршрут Меленки–Вековка с посещением притоков реки Гусь. Совместно с chu137 были составлены две близкие нитки. Некоторые вопросы вызывали очаги пожаров в этих местах, однако решено было попробовать и действовать по обстановке. Оставалось купить билеты до Мурома, что оказалось не столь тривиально. Билетов прямых не было, автобусы заняты, так что за три дня были куплены билеты Тверь–Муром на поезд С-Пб–Казань, при этом в Тверь нужно было ехать на электричке в 19.oo из Москвы. Но за сутки обнаружился дополнительный поезд 508Ч (Москва–Йошкар-Ола), куда было много билетов, но только не до Мурома, а до станции Зелёный Дол, что гораздо дальше, но цена при этом была ниже, чем обошлось бы нам сложносочинённое добирание. Он отправлялся в 2:45, и это несомненно удобнее.

Участники и снаряжение

Количество участников колебалось от трёх до восьми, но в результате оказалось нас шестеро: помимо меня были Женя М., Юля С., chu137, v-tor, Надя С. Только костровое снаряжение, горелки не брали. Раскладка составлена на основе имеющихся. Две палатки 4+2, костровой тент. Таганок решено было не брать, а тросик я забыл. Лучковая пила и топор. Пять фотоаппаратов и лёгкий полуторакилограммовый штатив, который ни разу не использовали. В первый день выяснилось, что у нас ещё две пилы «на всякий случай». Одну из них, правда, быстро сломали, так что, избыточность сократилась вдвое.

Маршрут на карте

В результате мы прошли 104 км, на карте маршрут, который получился.

Первый день, 4 ноября

Встретившись в половине второго на Казанском вокзале, загрузились в поезд и достаточно быстро улеглись спать на 4 часа. В Вековке поезд задержали, так что в Муром мы прибыли с опозданием на 2o минут. До автовокзала доехали три остановки на городском автобусе (номер 2). Ближайший автобус в Меленки отправлялся в 9.оо, билеты продавались с местами. У нас хватило времени позавтракать в буфете автовокзала. Загрузка прошла не так гладко. Несмотря на билеты с местами и оплаченный багаж, мест для рюкзаков в ПАЗе не предусмотрено и Юле с Женей пришлось стоять и держать три рюкзака. Однако суровая действительность была дальше, когда на остановках в Муроме в автобус стали вбиваться десятки людей и плотность возросла многократно. Это продолжалось примерно полчаса, после чего давление ослабло. По прибытии в г. Меленки мы решили подъехать на такси до г. Соколье, ибо это сэкономит нам время, да и шагать по асфальту неинтересно. В 1o:3o, проехав около 14 км, мы оказались в г. Соколье.

Сразу же оказываемся на грунтово-песчаной дороге в сосновом лесу, который чередуется со смешанным. Сухо и достаточно тепло. Идём по 5 км с небольшими передышками. Дорог и просек в этой местности гораздо больше, чем обозначено на картах, что предоставляет свободу выбора. Через пару часов достигаем р. Раменки, первой существенной водной артерии на нашем пути. Здесь впервые многих охватывает фотографический порыв. Продолжаем движение по лесным дорогам, минут через сорок начинается дождь, вскоре мы встаём на обед на берегу озера Широха. Здесь местными оборудована стоянка, есть даже дрова, вокруг достаточно чисто. Готовим под дождём, едим под тентом. Вскоре после выхода до меня доходит, что солнце садится в 16:3о, а не в 17.3о, что сильно сокращает послеобеденный переход. Под проливным дождём шествуем по центральной улице города Двоезёры, местные спрашивают: «куда же это вы в такую погоду!?» На ночёвку решаем останавливаться на берегу озера Василье, чуть поодаль от воды, закрывшись от ветра. Один из объектов, находящихся на берегу, — катамаран-долблёнка (ещё фото), что достаточно необычно.

Весь вечер проводим под дождём, готовим ужин, употребляем две бутылки крымского портвейна «Алушта», что очень к месту в такую погоду. Великолепным бонусом была также привезённая Надей Белёвская пастила. Непрерывный дождь всё же заканчивается в районе полуночи.

Второй день, 5 ноября

Утром дождя не было. Вышли в 8:3o, азимутом выходим на дорогу и продолжаем двигаться на запад. Пересекаем областную границу и попадаем в Рязанскую область. Дороги, к счастью, идут в нужном направлении, удаётся срезать плановые зигзаги. Через несколько км попадаем в первый очаг пожара на нашем пути. Зрелище безрадостное, был сильный низовой пожар, местами переходивший в верховой. Большинство деревьев погибло, хотя пока они стоят крепко. Для лиственных деревьев остаётся вроде бы какой-то шанс, это будет понятно только весной, но хвойные все пожелтели уже сейчас. Тем не менее, на полностью выгоревшей земле успели уже пробиться молодые ростки осины и берёзы. А ведь прошло со времён пожаров лишь два месяца, сентябрь и октябрь. На очередном отдыхе вновь начинается дождь, вскоре мы выходим в окрестности города Лався. Место достаточно живописное, мы проходим через город и делаем несколько снимков на мосту-плотине, которая подпруживает водоём на р. Лавсинка. Лався находится на холмистом участке, пожар её вроде бы миновал. Что интересно, видим три или четыре машины с московскими номерами. Край этот топологически не близок столице и добираловка сюда, даже на личном транспорте дело могучее, регулярно не накатаешься.

Набираем воды в водоёме на плотине и движемся дальше. Здесь повсеместно встречается можжевельник (Juniperus), или верес, достаточно непривычного вида чем-то напоминающий тую, — высокие узкие растения правильной формы. Через пару км встаём на обед. Далее дороги идеально ложатся на наши треки, и мы достигаем района реки Колпь, на старице которой мы и собираемся остановиться. В этот день мы прошли 23 км. Сегодня вечером дождя нет, хотя дует ветер. В ночном ноябрьском лесу едим настоящий большой ананас, который Юля пронесла два дня, это великолепное подспорье к коньяку. Слышны собаки города Колпь.

Третий день, 6 ноября

Сегодня выходим раньше, в 8:oo. Планируется достаточно плотный день, чтобы разгрузить последний. Сегодня вечером будем идти по темноте. По мосту переходим реку Колпь (ещё фото) и попадаем в город достаточно крупный, во всяком случае магазинов здесь не менее пяти. Сразу после города выходим на лесовозную дорогу, идущую через гарь. Здесь очаг обширнее предыдущего и мы идём по нему около 10 км почти до Астахово. Разъезженная лесовозка доходит до функционирующей вырубки, после чего дорога становится хорошей. Здесь рубят горелый, но стоящий лес, — это лучшее, что можно сделать, ежели горелый лес не вырубить, то через несколько лет деревья начнут падать, и вся территория на долгое время превратится в непролазный бурелом, победить который не в состоянии никакая сила. Можно отметить необычное для природы сочетание цветов: иногда совершенно угольно-чёрная земля, изредка пробивающаяся поросль осины и берёзы, чёрные у основания стволы, где-то на высоте от 2-х до 4-х метров начинающие приобретать исходный цвет сосны или берёзы, пожелтевшая хвоя наверху; на просвет лишь чёрно-рыжий лес на фоне неба.

В Астахово ищем воду. В ближайшем полузаброшенном колодце вода нам не понравилась, ясно, что жители пьют что-то получше. Вообще, домов здесь оказалось очень мало, как позже выяснилось, это всё, что осталось от города после летних пожаров. По некоей тропе спускаемся в овраг и здесь находим источник воды, накрытый крышкой, а также ведро для зачёрпывания. Набрав воды, через поле выходим на дорогу и через пару км делаем на полянке обед в месте где старая ЛЭП отходит от дороги. Посчитав расстояния и время, решаем, что сегодня как программа максимум — дойти до стрелки Гуся и его притока Сентур. В этом случае завтра у нас почти гарантированное попадание в Вековку на электричку 17:17.

Дальше мы вновь идём по дороге до Новомальцево. При подходе срезаем азимутом около километра, выходя на окраины Новомальцево. Похоже, что здесь находятся остатки какой-то В/Ч, строения похожи на казармы. На перекрёстке, ожидая отстающих, беседуем с охотниками на УАЗе. Они удивляются нашему времяпрепровождению. Сворачиваем на север и идём в направлении Барсуков и Александровки. Здесь у нас немного асфальта. Около некоего шлагбаума на отворотке отдыхаем, мимо нас вновь проходят уже знакомые охотники. Асфальт через пару км заканчивается и дороги становятся приятными. Смеркается. За пару км до Александровки нам приходится свернуть на север с нормальной дороги, чтобы азимутом выйти в планируемый город. В принципе, на картах тут есть дорога, но в действительности осталось одно название. По слегка подболоченному лесу мы выходим на эту старую дорогу уже при фонарях и вскоре попадаем в Александровку.

Этот город полностью сгорел, не осталось ни одного дома. От дерева почти нет следа, остались лишь кирпичные фундаменты и кое-где печи. В свете ещё продолжающихся навигационных сумерек участники ещё успевают сделать фотографии. Перебираемся по некоторому подобию моста на другой берег ручья, название которого нам неизвестно. В это время с запада подъезжает машина и останавливается. Когда мы вылезаем на песчаную дорогу, оказывается, что это один из встреченных охотников. Выясняется, что он выехал нам на встречу, чтобы поведать информацию о дорогах — сказал, что мы наверняка шли по старой дороге в Александровку, т. к. эта дорога есть на всех картах, и посоветовал далее на север в Савиково уже не идти по ней, а обойти западнее по лесным дорогам, ибо прямой путь (обозначенный на картах) в Савиково идёт через горельник, и, учитывая, что дороги там на самом деле нет, этот путь ни что иное как рубилово по горелым завалам, т. к. пожар по его словам на этом участке был сильный и стволы уже лежат. Хотя мы и собирались идти западнее, чтобы выйти к желанной стрелке, его слова придали нам уверенности, что не стоит даже пытаться идти к Сентуру напрямик, да и найти нужный отворот его информация тоже помогла.

Дальнейший путь проходит в темноте по прекрасным лесным песчаным дорогам, следов горельника не видно. Так, мы продвигаемся к желанной цели, в полутора километрах появляются удачные лесные отворотки в нужном нам направлении. Достаточно шустро мы выходим на высокий берег впечатляющей речки Гусь. Становиться можно и здесь, но мы всё же доходим берегом до стрелки, где есть прекрасные места для стоянки в чистом лесу. Остановились в 19:26, т. е. в темноте прошли около трёх часов, преодолели в этот день 37 км. В начале одиннадцатого, когда расходились спать, термометр на GPS показывал −4˚.

Четвёртый день, 7 ноября

Сразу после завтрака сходили с Виктором на разведку, далеко ходить не пришлось, — через Сентур перекинули бревно, а через Гусь есть бетонная переправа(!) (не мост, но что-то типа подпруды или плотины, шум от падения воды с которой мы и слышали вечером). Сегодня снова выходим не поздно, в 8:oo, и сразу переправляемся через обе речки. На правом берегу Гуся вновь фотолихорадка обуяла всех. Ночью был мороз, на растениях много инея, туман также ещё не рассеялся, — в общем, здорово.

Держась берега Гуся, пробираемся на север и выходим в Сивцево. Затем пару км по асфальту и перейдя большую дорогу, идём по лесу к переправе через Нинор. Здесь прекрасные места, у Гуся начинается шикарный дубовый лес. Постепенно выходим на берег Нинора и через некоторое время на излучине обнаруживаем берёзу (ещё фото), специально спиленную для переправы. Недалеко отсюда когда-то был мост, но его смутные следы не позволяли утверждать, что он существует. Затем идём по дороге, нанизанной на ЛЭП. Выходим в Нагорный Посёлок, который расположен на высоком берегу Гуся. Удивившийся местный житель поведал нам о том, как лучше пробраться в Герольд.

Лесными дорогами движемся в северном направлении. Этот местный человек на каком-то тарахтящем «базедовом» тарантасе пытался догнать наш арьергард, однако, убедившись, что мы идём правильным путём не стал двигаться дальше. Он нас догнал, и ни слова не сказав, только помахав рукой, свернул в лес по своим делам. Наверное, хотел похвастать трактором. (прим. — Е.М.) На пути встречается порождение административно-отчётного порядка — посадка «посвящённая шестидесятилетию Победы», табличка на сухом столбе заржавлена, надпись читается с трудом, видны следы выстрелов. Пройдёт ещё 5–1o лет и не останется никакого следа от подобного посвящения. После окончания посадки сворачиваем на север к реке Пынсур (pamsu (санскp.) &mdash пыль, песок), ещё одному притоку р. Гусь. В реке оказывается три рукава, самый большой — второй, который переходим по длинным лежащим над руслом берёзам. После Пынсура витиевато движемся по противопожарной канаве, пока через пару км не выходим на лесную дорогу к г. Герольд.

Герольд — маленький город из нескольких домов, большинство из которых заброшено. Происхождение названия осталось для нас невыясненным. Сворачиваем к мосту. Старый деревянный мост через Гусь длиной не менее ста метров. На машине по нему уже едва ли проедешь, но пешком можно будет ходить ещё несколько лет. Впечатляет ширина Гуся в этом месте, тут можно укрыть подводный флот при желании. После моста проходим по дороге ещё около полутора километров, после чего сворачиваем в сторону речки Шершул, на которой и делаем обед. Шершул, ещё один левый приток р. Гусь, — небольшая река с чистой водой.

После обеда у нас есть ещё около трёх часов до электрички, мы перемещаемся про отличному лесу и хорошим грунтовкам. Совсем не пожалели, что не стали делать крюк через Окатово и Степаново, как планировали. На обеде прибор, лежавший на земле, показал −2˚. Так что, совсем не жарко, но очень душевно из-за совершенно рассеявшегося тумана. Где-то за два км до Ж/Д, проходим мимо масштабной нелегальной свалки в карьерах.

Примерно в 16:3о выходим к Ж/Д в тут точку, где на большинстве наших карт обозначен разъезд Вековка. Здесь, однако, нам преграждают путь примерно пять товарных составов необъятной длины. Пробежавшись на запад, сумели под-через составом спросить железнодорожника, где же нам отыскать станцию, и узнали, что нам нужно пройтись пару километров на восток. Ситуация накаляется. Остаётся полчаса, и скорость наша возросла. Однако ж, через километр составы заканчиваются и появляется возможность переходить пути. Тут начинается представление. Сначала в многоэтажной будке смогли получить информацию, что нам всё же ещё на восток, но тут же машинист из локомотива, сказал, что туда идти не надо, поезд и вот здесь останавливается. Попытались уточнить, что такое «вот здесь», — не получилось. Тем не менее, поверив ему, пошли на запад, перейдя несколько путей. Здесь бетонный проход типа платформы, и идут изредка люди. У встреченных железнодорожников уточнили, что «вон видите фигню с трубой...». Ускорившись, проскочили аж до депо, где выяснили, что нам обратно, туда, где мы уже пробегали. Быстро долетев в другую сторону немного расслабились и побросали рюкзаки. И всё же для проверки решили у идущих людей уточнить, здесь ли останавливается электричка. Стоит ли говорить, что, конечно же, не здесь. Но доверять этим людям, оказалось, можно в большей степени, нежели всем предыдущим, ибо они сами шли на эту электричку. Это было неистовое везение. Пропустив товарняк мы вместе перешли на истинную платформу. Времени было 17:o5. Как оказалось, эта платформа называется «Локомотивное Депо» и мало в каком расписании есть упоминание о ней. Тем не менее, электричка гарантировано останавливается здесь.

Удивила сильно заполненная электричка, только что отошедшая от Вековки. С трудом нашли места, рассредоточившись по соседним отсекам. На следующей станции, Нечаевской, вообще был какой-то штурм поезда. Далее было спокойнее. Рижский бальзам скрасил 4 часа в поезде. Витя с Надей вышли в Выхино, мы же вчетвером умудрились выскочить на пл. Фрезер, несмотря на то, что регулярно в течении 4-ёх часов в поезде были объявления об игнорировании этой станции; к счастью успели заскочить обратно. Итак, поход завершился.

Выводы

Поход получился удачным, относительно плотный график, но без надрыва. Даже на прямую электричку из Вековки успели и до дома добрались всего за 5 часов. С погодой в среднем повезло — дождь лишь один день, а два последних дня вообще стояла фотопогода. Мы побывали в интереснейших местах, очень перспективных для планирования пеших и вело походов продолжительностью от двух до пяти дней.

Некоторая дополнительная информация



powered by OpenBSD Written in the Vim Editor

   This site Copyright © 2006–6002 Anabar.RU
   $MESTA: index.htm, v 1.200 2012-03-16 19:27:22 nordvik.v Exp$        Открытое письмо | Ошибки? | Посетителей : 418